Лабораторная 1. Простая HTML-верстка
«Сохрани мою речь навсегда: что общего между литераторами прошлого и настоящего»
Noize MC и Михаил Лермонтов борются с фатумом
Noize MC, он же Иван Алексеев, – исполнитель, музыка которого сочетает черты рока и рэпа, а тексты – откровенность улицы, едкую сатиру балагана и глубину классической поэзии.
Нойзу близка тема творческого диалога и осознания себя в мировом литературном процессе: в 2019 году он выпускает трек «Почитай старших», где размышляет о своей связи с поэтами прошлого. Часто в песнях Иван использует строчки других авторов – дань уважения и повод переосмыслить чужие слова, придать им более современное звучание.
Так, личная история рэпера переплетается со стихотворениями Иосифа Бродского «Я всегда твердил, что судьба – игра» и «Не выходи из комнаты» в треке «В темноте». Параллели очевидны: прошло около пятидесяти лет, судьбы двух поэтов не схожи, но лирический герой все так же одинок, эпоха все так же второсортна и жестока, а лучшее решение в жизни – не выходить из комнаты, чтобы не плодить лицемерие.
На более глобальном, общефилософском уровне, поэтически осмысляя идею судьбы, Noize MC неожиданно схож с одним старинным борцом с фатумом – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Трек Ne2da – мрачный гимн фатализму:
Нет, нет. Только не туда?Но вариантов ведь нету, да?
Мир, по Нойзу, – эскалатор, идущий вниз, пытаться искать в нем свой путь, бороться с ним – значит бежать наверх, наперекор общему направлению, вступить в неравную схватку. Фаталистичен и Лермонтов. В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоской…» образ судьбы как враждебной человеку неодолимой силы особенно ярок:
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет…
Юношеская решительность, «наивный энтузиазм» и вера героя песни Ne2da в возможность перебороть систему оборачиваются разочарованием, жизнь ранит его.
Похожая история описана Лермонтовым в стихотворении «1830 год. Июля 15-го». Молодой человек, чистый, незаурядный, с наивным пылом бросается в мир – и тот его калечит. В дружеских улыбках – яд, в поцелуях таятся змеи.
Это типичное для романтизма противопоставление «сильная личность – толпа» есть и у Нойза:
Миру наплевать на твою странную цель,Людям ничего не понятно.
Немногие удовольствия жизни либо бессмысленны, либо отравлены что в 19 веке, что в 21. В мире Ne2da «мило улыбается с плаката модель…» и «стикеры зазывают на тусу» – попытка общества отвлечь обывателя от их внутренней пустоты, накормить культурным фаст-фудом. В мире «1830 года…» ни дружба, ни любовь больше не доступны израненному сердцу:
Страшусь, в объятья деву заключив,Живую душу ядом отравить…
Выходит, что и для героя Нойза, и для героя Михаила Лермонтова есть только два пути: смириться, упасть на ступеньках, остаться среди фальшивых людей, или же бороться – но шанс победить в этой борьбе невелик. Громадные внутренние силы, воля, талант растрачиваются лишь на то, чтобы не стать частью филистерской толпы. Иван Алексеев создает монументальный и трагичный образ – живое воплощение этих усилий:
Сердце берет у здоровья кредит,И вряд ли отдаст.
Ты как лось, который еле стоит,
Порезав ноги об наст.
Сохранить верность своей сути едва ли легче, чем предать себя, как объясняет Лермонтов:
Чтоб цепь их сбросить, я, подняв главу,Последнее усилие свершил;
Что ж. – Ныне жалкий, грустный я живу
Без дружбы, без надежд, без дум, без сил…
Это не путь к счастью, это попытка сохранить самоуважение под гнетом обстоятельств.
Ne |
2 |
Da |
Noize |
MC |
Михаил |
Юрьевич |
Лер |
мон |
тов |
1830 |
год |
Июля |
15- |
го |
Не смейся |
над |
моей |
пророческой |
тоской |
Ne |
2 |
Da |
Noize |
MC |
Комментарии
Отправить комментарий